Психодиагностика проф. пригодности кандидатов на службу
Введение
Согласно основному закону Российской Федерации – Конституции, наша страна является демократическим, правовым государством, в котором каждому его гражданину обеспечиваются равные возможности для собственной самореализации. Такое сложное структурное образование, каким является государство, требует систему сдержек и противовесов – законодательной базы для полноценной жизнедеятельности каждого человека и общества в целом.
Разработкой, внедрением законов, а также соблюдением за их реализацией занимается институт права, который представлен различными учреждениями, в том числе таким, как прокуратура.
Каждый человек – участник общественных взаимоотношений, член гражданского общества заинтересован в качественном исполнении законов. Именно поэтому особенно остро общество реагирует на различные недостатки в работе правоохранительных органов. На наличие таковых в частности указывают В.В. Романов, М.В. Кроз, Е.А. Москалева, А.М. Столяренко и др.
Недостатки эти в основе своей связаны не столько с работой системы в целом, сколько с работой конкретных сотрудников правоохранительных органов. Именно поэтому основным решением проблемы, на которую, в частности, указывал Г.Г. Шиханцев - повышения качества работы правоохранительных органов, многим видится внедрение эффективной системы отбора сотрудников в правоохранительные органы. «Необходимость строительства правового государства в Российской Федерации, острая потребность общества в коренном улучшении эффективности деятельности правоохранительных органов выдвигает на одно из первых мест задачу их кадрового обеспечения», - говорит Е.А. Москалева.
Работники прокуратуры сталкиваются с наиболее тяжкими формами нарушения законов. Поэтому к ним в первую очередь должны предъявляться строгие и самое главное – обоснованные требования к профессиональным и личным качествам, необходимым в работе сотрудника прокуратуры. Об этом в частности говорят в своем исследовании В.В. Романов и М.В. Кроз: «…потребность общества в существенном улучшении деятельности следственного аппарата, повышении качества прокурорского надзора выдвигает на одно из первых мест задачу кадрового обеспечения… комплектования специалистами, … пригодными … по своим индивидуально-психологическим, нравственным качествам…». В это же время упомянутые авторы указывают на нехватку исследований, направленных на разработку системы «научно обоснованного профессионального психологического отбора кандидатов, направляемых в органы прокуратуры…».
А.М. Столяренко и др. указывают на то, что современное положение дел в системе отбора кандидатов на работу в органы прокуратуры характеризуется наличием «биологических» идей, ставящих во главу угла физическую готовность кандидатов и проверку на отсутствие у тех явных психических отклонений. Современный подход, по мнению того же А.М. Столяренко, а также В.В. Романова, В.Л. Васильева, Г.Г. Шиханцева, Е.А. Москалевой, М.В. Кроз и др., должен строиться на психологически обоснованной совокупной оценке свойств личности.
Для этого, по мнению В.В. Романова, необходимо применять комплексный подход с использованием методик психодиагностики, анализа документов кандидатов, наблюдением за кандидатами. Сам же автор в качестве методик психодиагностики предлагает использовать методики СМИЛ, Кеттелла, Равена.
В логике вышесказанного обоснованным видится написание исследования, цель которого: изучение методик психодиагностики профессиональной пригодности кандидатов на службу на примере следственного комитета при прокуратуре РФ.
Объект исследования: профессиональная пригодность кандидатов на службу в следственный комитет при прокуратуре РФ.
Предмет исследования: уровень сформированности факторов профессиональной пригодности к службе в следственном комитете при прокуратуре РФ.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ теоретической и методической литературы с целью формирования концептуальной базы исследования;
2. Анализ особенностей профессиональной деятельности следователей прокуратуры РФ;
3. Выявление средств диагностики профессиональной пригодности;
4. Составление методических рекомендаций для работы специалиста по отбору кадров в следственный комитет при прокуратуре РФ.
Методы исследования:
- включенное и опосредованное наблюдение;
- тестирование;
- анализ научной и методической литературы.
Гипотеза:
Использование методик психодиагностики Р.Б. Кеттелла, Дж. Равенна, СМИЛ позволяет определить уровень сформированности базовых факторов профессиональной пригодности и общий уровень профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы следственного комитета при прокуратуре РФ.
Собранный в данном исследовании материал и его аналитическая обработка задают теоретическую значимость работы. С этой точки зрения в дальнейшем она может быть использована в других исследованиях схожей тематики. С практической точки зрения работа интересна предлагаемыми ею методическими рекомендациями, которые могут быть использованы службой психологического обеспечения деятельности правоохранительных органов. Апробация рекомендаций проходила на базе следственного комитета при прокуратуре Центрального района города Красноярска.
Данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и приложений.
В первой главе приводится анализ литературы и составленный на его основе список способностей, необходимых в работе следователя прокуратуры. Во второй главе проводится апробация некоторых диагностических методик, которые проверяют сформированность компетентностей у сотрудников следственного аппарата прокуратуры. В заключении приводятся выводы по итогам этой апробации, конкретизируются методические рекомендации, приводятся основные результаты всего исследования.
Новизна исследования: До настоящего времени не проводилось исследований на выявление статистически значимой связи между основными показателями методик психодиагностики СМИЛ, Кеттелла, Равена при оценке профессиональной готовности к службе в следственном комитете прокуратуры. Подобное исследование позволяет обоснованно говорить о значимости использования методик психодиагностики в процессе оценивания профессиональной пригодности.