История_Вариант 1_СФУ КГУ
Содержание >>>Заказать работу
Задание 1
Специфические черты становления государства и права греко-римской античной цивилизации.
Демократия (греч. demokratia – власть народа, от demos – народ, kratos – власть) впервые в мире возникла в древней Греции. Афинская республика по своей классовой сущности была рабовладельческой, по форме правления – демократией только для свободных граждан. Всей совокупностью гражданских и политических прав и соответственно этому выгодами и привилегиям, определяемыми законами государства, пользовались только равноправные граждане государства, рожденные от афинянина и афинянки. Из них только жители Афин имели возможность участвовать в государственном управлении, ибо все основные органы власти были сосредоточены в городе. Это была демократия меньшинства. Афинское гражданство давалось с совершеннолетием, которым считалось достижение 18-летнего возраста. В течение двух последующих лет гражданин проходил военное обучение, но военнообязанным оставался до 60 лет. С 20 лет он получал право участвовать в работе народного собрания. Женщины к участию в общественной жизни не допускались. Так, фактически, демократия существовала в Афинах лишь для зажиточных свободных граждан. Даже в годы расцвета демократии в Афинах насчитывалось 90 тыс. свободных, 45 тыс. неполноправных и 365 тыс. рабов.
Высшими органами власти в Афинах являлись: 1) народное собрание; 2) совет-булэ.
Народное собрание – представительный законодательный орган власти. Оно созывалось 4 раза в месяц и проходило на центральной площади города или в театральном зале. Перед началом собрания совершались жертвоприношения животных и произносились молитвы. Повестка дня собрания объявлялась заранее. На одном из указанных четырех собраний производилась проверка деятельности выборных должностных лиц, и собрание должно было решать, была ли эта деятельность правильной; затем обсуждались вопросы продовольственного снабжения и обороны, наконец, каждому гражданину было предоставлено право делать чрезвычайные заявления о государственных преступлениях.
Специальное собрание созывалось для того, чтобы граждане имели возможность заявить на нем свои просьбы; еще одно собрание решало вопрос об изгнании каких-либо опасных для демократии политических деятелей и т.п. Но самым главным делом собрания было, конечно, законодательство.
С формальной точки зрения каждый афинский гражданин имел право выступать с предложением нового закона или каких-нибудь изменений в старом законе. Обсуждение законопроекта, как и другого вопроса, было возможно для каждого, кто желал бы занять трибуну (ею служил положенный перед собранием камень). Но часто от имени гражданина выступали нанятые им ораторы-демагоги, которые нередко прибегали в своей речи к лести, обману и другим приемам. Им запрещалось говорить не по делу, употреблять резкие выражения и т.п. За это оратор мог быть лишен слова и оштрафован. За его предложение голосовали немедленно поднятием рук. Но если кто-то из членов народного собрания был против, открывались прения. Законодательная инициатива гражданина была существенно ограничена системой сдержек: 1) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам; 2) всякий законопроект подлежал предварительному рассмотрению в совете-булэ; 3) окончательное решение принадлежало гелиэе (суду присяжных); обсуждение законопроекта, прошедшего все предыдущие стадии, велось здесь в форме судебного процесса; автор законопроекта выступал обвинителем старых законов; их защитников назначало народное собрание; решение принималось большинством присяжных.
Наличие системы сдержек объясняется стремлением воспрепятствовать законодательству «снизу», инициативе масс. Она служила также средством защиты демократии от возможных реакционных политических изменений «сверху». Таким образом, решающий голос в деле издания закона имела гелиэя, получившая право вето в отношении законодательных предложений народного собрания.
Таким образом, в Афинах был впервые в мире применен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Условия демократии и республики оказали определенное влияние на развитие афинского права. В целом право Афин по содержанию и форме не превзошло право стран древнего Востока. Однако появление впервые в мире суда присяжных вело к заметным достижениям в области процессуального права. В Афинах суд уже был отделен от администрации. Судьи и присяжные избирались народом на основе прямых демократических выборов. Различался процесс по гражданским и уголовным делам. При рассмотрении дела особое внимание уделялось показаниям сторон и свидетелей, которые запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд. Основным моментом судоговорения были речи сторон. Судебное ораторское искусство достигло в Афинах расцвета. С его помощью стороны пытались произвести впечатление на судей и присяжных, оказать на них воздействие. Вначале суд решал вопрос о виновности лица. Если постановление присяжных было обвинительным, то тогда приступали к выбору наказания. При этом предлагать его разрешалось как обвинителю, так и обвиняемому. Голосование было тайным. Приговор объявляли ночью, чтобы судьи не видели лиц. Поэтому богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами. До его обнародования обвиняемый мог покинуть страну и тем самым избавить себя от наказания. Афинская политико-правовая практика была изучена и использована Римом.1
История Древнего Рима восходит к YII или началу VI века до н. э. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты – плебеи.
Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией).
Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.
Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин – сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенекс» – старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима).
Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.
Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.
Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. По своим основным принципам реформа Сервия Туллия обнаруживает полнейшую параллель с реформой Солона в Афинах. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее всего это VI век до н. э.
Римским племенам и родам, реликтам ушедшего в прошлое родового строя, пришлось потесниться. Подобно афинскому демосу, плебейский элемент был допущен в народное собрание, сделался частью «римского народа».
Вместе с тем было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов.
Завоевание значительной части Италии много способствовало изживанию родового строя. Массы рабов попадают на римский рынок, распределяются по жребию. Рабовладение принимает классические формы.
Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.
Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. Другие случаи, например усыновление чужеземца, отпущение раба на волю, пожалование гражданства за заслуги и пр., были первоначально явлением редким.
Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжения имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца.
Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины «вследствие присущего им легкомыслия» не могли совершать сделок с вещами и деньгами, а тем более участвовать в политической жизни.
Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, свою» умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города – с того легендарного дня, когда вмешательство женщин прекратило пагубную битву римлян и сабинян, позволив двум соседним общинам слиться воедино.
По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.
Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы. По отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник становился клиентом, обязанным лицом. Обязанности эти заключались в особом уважении, материальной помощи и т. п.
По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромной территории, состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их Перегринами.
В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. Соответственно с тем во всех спорах, в которых так или иначе выступает перегрин, участвует перегринский претор.
В результате этого в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов – право квиритское и право перегринское.
Перегринское право стало называться со временем «правом народов» – «jus gentium». Было бы ошибкой видеть в нем международное право. Это тоже римское право. Но только предназначенное для особого круга имущественных правоотношений. Активным творцом jus gentium был особый чиновник, то есть уже упомянутый выше перегринский претор (с 242 г. до н. э.).
Начиная с IV-Ш веков до н. э. основным работником в Риме становится раб. Труд его широко проникает в земледелие и ремесло. Рабов много, и каждая новая война пополняет их число. Но чем большим становилосьих значение, тем все более бесправным и страшным становилось их положение.
По официальной теории, человек умирает в рабе. Возникает «говорящее орудие», вещь. Соответственно этому раб не имеет ни семьи, ни собственности. Дети, прижитые им от рабыни, принадлежат господину – они его рабы. Все, что ни приобретает раб – работой, находкой, дарением, – точно так же собственность хозяина.
1 Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. Т. 1, 2. – М.: Остожье, 2004. – С. 72.