Социализация детей в современной семье
Введение >>>Заказать работу
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В её позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста и социального происхождения.
Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности, что обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса. Семья как важный фактор социализации детей являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. От нее во многом зависит физическое, эмоциональное, социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семья имеет важное значение в процессе овладения социальными нормами. По утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное вполне сознательное выполнение родителями гражданского долга при разумном целесообразно организованном влиянии надетей.
Воспитание, как управляемая часть процесса социализации способствует формированию личности в определенной социокультурной среде. И здесь, естественно, большее значение приобретает семья как основной фактор социализации личности.
Социализация индивида происходит, в процессе усвоения им в течение жизни общественных социальных норм и культурных ценностей, причем базисной основой первичной социализации является семья. Ведь именно в семье закладываются основы формирования личности. Дальнейшее развитие ребенка осуществляет детский сад, школа и другие.
Ввиду сказанного, как нам представляется, все другие социальные л институты воспитания обязаны «работать» на семью. Казалось бы, понимание необходимости этого в нашем обществе есть. Однако в действительности дело обстоит далеко не так. И тому есть свои причины. Если в обществе превалировала такая точка зрения, что государство — это все, а человек ничто, то и вся существующая система воспитания была соответственно направленной: воспитать человека как «винтик» государственной машины, запрограммированной на определенные цели. На воспитание именно такого человека работали советские дошкольные учреждения, и вся система народного образования (включая работу пионерских и комсомольских организаций), и другие социальные институты. Не мешать им - вот то, что требовалось от семьи, и, по возможности, помогать.
Во многом этим подходом объясняется и по сей день встречающаяся в печати мысль о том, что семейное воспитание якобы по мере развития общественных форм воспитания уйдет в прошлое. Научное обоснование такого подхода к взаимоотношениям личности, семьи и обществам осуществляла традиционная педагогика, которая выработав нечто иное в существующих условиях, конечно, и не могла, В то же время, чем дальше развивалась семья, тем больше накапливалось оснований для доказательств и в практике, и в науке в пользу семейного воспитания.
В трудах выдающихся педагогов, врачей, просветителей прошлого обосновываются положения о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям.
Общие вопросы семейной педагогики нашли отражение в работах А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. Ее формы и методы рассматриваются в исследованиях Ю. П. Азарова, К. А. Аркана, Г. М. Ахматова, Г. Н. Волковой, Л. Ю. Гордина, И. В. Гребенникова, Б. Т. Лихачева, Г. А. Медынского, Н. И. Моносзон, А. М. Низовой, А. О. Пинта, А. Г. Хрипковой.
Социально-педагогические условия, способствующие повышению эффективности семейного воспитания, отражены в трудах, таких философов и социологов, как В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Ю. Е. Волков, Б. Я. Титарен-ко, Б. Ц. Урланис, А. Г. Харчев.
Вызывают интерес работы психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, В.А. Крутецкого и других. Проблемы неблагополучных семей в большей степени отражены в работах А.С. Алексеева, М.А. Алемаскина, З.В. Дунаевой, И.С. Кона, Э.Г. Костяшкина, А.И. Кочетова, И. А. Литвинова, И. А. Невского, Ю.И. Юричка. В области воспитания личности значимы исследования Л.В. Байбородовой, В.Г. Бочаровой, Р.Г. Гуровой, А.В. Петровского, М.И. Рожкова.
Сегодня ведется интенсивный поиск путей повышения роли семьи в социальном воспитании детей и школьников, и, прежде всего, этот поиск осуществляется в новом перспективном направлении педагогической науки - социальной педагогике.
Основной методологический принцип социальной педагогики: семья — первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилию всех её основных функций: воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга и даже фелицитологической - ощущение счастья в семье), коммуникативной (общение и через него социализация), регулятивной, гедонистической, прокреативной, экономической и др.
Современная семья сегодня переживает период серьезных социально-экономических изменений. В большинстве своем семьи состоят теперь из двух поколений-родителей и детей, бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом предыдущего поколения, а дети - мудростью третьего возраста, что непременно ведет к разобщенности семьи.